Выбрать автомобиль не проблема для мастеров или перекупщиков. Что делать тем, кто выбирает впервые? На что смотреть, какие моменты уточнять? Рассказываем, как выбрать автомобиль с пробегом или новый.
- Как выбрать автомобиль по шагам
- Критерии выбора автомобиля
- Советы по выбору автомобиля для чайников
- Двигатели: технические характеристики будущей машин
- Какие бывают коробки передач
- Привод, подвеска и кузов
- Привод: полный, передний или задний
- Пневмоподвеска, пружины или рессоры
- Клиренс: дорожный просвет
- Сегменты, классы и тип кузова автомобиля
- Электропакет: начинка салона
- Как выбрать машину с пробегом
- Правила самостоятельного техосмотра бу авто при покупке
- Кузов и толщиномер: на что обратить внимание
- Осмотр салона машины б/у
- Пробная поездка перед покупкой машины
- Какой автомобиль лучше всего купить для жены
- Если денег мало
- Подержанный автомобиль на средний бюджет
- Дорогой автомобиль
- Общие вопросы
- Новая машина или б/у с рук
- Какую марку лучше выбрать: иномарка или отечественная
- Обобщение
Как выбрать автомобиль по шагам
Рассказываем, как правильно подбирать себе транспортное средство. В этом разделе основной массив информации для новичков.
Не знаете, что может быть в машине? Что такое АБС или хетчбек? Читайте далее.
Что купить за 200 000 рублей – здесь.
Про тачки за 300 тысяч читаем тут.
Выбор ТС за 600 тысяч – читать.
Критерии выбора автомобиля
Первые критерии выбора – цена и безопасность. Есть люди, которым важнее престиж или комфорт, но все упирается в ценник.
Престиж и комфорт не помогут в случае ДТП, если у машины стреляные подушки безопасности или нарушена геометрия после старой аварии. При разумном подходе это отметает часть 20-летних Мерседесов Е-класса и прочего древнего премиум класса.
Обобщим моменты, которые влияют на выбор авто:
- новый или б/у: новая будет на гарантии, но выйдет значительно дороже;
- цена: сколько готовы потратить на покупку, влезать в кредит и КАСКО или нет;
- марка: на выбор отечественный автопром, импортированный американец, собранный в России японец, и так далее;
- состояние: битый, крашеный или нет, ворованный или с запретом от приставов;
- техническая начинка: желаемая мощность, тип подвески, механическая или автоматическая коробка передач;
- безопасность: подушки безопасности, ABS, ESP, EBD, ASR, BAS;
- электропакет: насколько важны парктроник, обогревы стекол и сидений, мультимедиа система, помощь при парковке, раздельный климат контроль и пр.
Подробно каждый пункт рассмотрим далее.
Советы по выбору автомобиля для чайников
Начнем с технической начинки. Рассказываем, какие бывают двигатели и коробки передач.
Двигатели: технические характеристики будущей машин
Автомобиль выбирают не только по внешнему виду. Надо знать, какая у него коробка (важно для женщин) и двигатель (критично для бюджета).
Таблица 1. Типы двигателя
Двигатель | Тип топлива | Плюсы | Минусы |
Атмосферный | Бензин |
Легко чинить Средний расход Нет провала в оборотах |
Иностранные капризны к маслу в условиях российской пыли |
Атмосферный турбо | Бензин | Едет интересней обычных двигателей | БУ варианты могут иметь мёртвую турбину = дорогой ремонт или замена |
Дизель | Дизель (солярка) | Тяговит с самых низов | Капризен зимой, требует присадок для нормальной работы |
Турбодизель | Дизель (солярка) | Динамичный разгон |
Турбина может быть изношенной Есть «турбояма» — провал в момент разгона |
На газу | Сжиженный газ | Экономичный, дешевле бензина |
Требует документов на установленное оборудование Тяжело заводится в мороз |
Гибридный | ДВС + электричество |
Малый расход Тихий |
Батареи со временем изнашиваются, теряют ёмкость |
Электро | Электричество | Не зависит от бензина |
Нужна специальная зарядка Запас хода невелик |
Какие бывают коробки передач
При выборе транспортного средства в описание попадаются такие слова: АКПП, вариатор, робот. Что они значат? Рассмотрим в таблице.
Таблица 2. Виды коробок передач
Тип КПП | Плюсы | Минусы |
Механическая, МКПП |
Самая дешевая по сервису Буксировка не запрещена |
Тяжело учиться с ней ездить: в салоне отдельная педаль для сцепления |
Автоматическая, АКПП |
Легко научиться водить машину Надёжная |
Если сломается – готовьте много денег на ремонт или новую |
Роботизированная, РКПП | Как автомат – простая в использовании | Выходит из строя ил-за частого стояния в пробках |
Вариаторная | Самая динамичная в разгоне | Как любой автомат – дорого обслуживать |
Более подробно про коробки здесь.
Привод, подвеска и кузов
Расскажем вкратце про привод, типы подвески и классы машин по типу кузова.
Привод: полный, передний или задний
Привод отвечает за то, какие колеса приводят автомобиль в движение. Их три вида:
- Передний: при езде ведущие колеса – передние. Машину тяжело отправить в занос, проходимость средняя;
- Задний: вращает задние колеса. Легко получить занос при резком вращении руля, проходимость средняя;
- Полный: машину одновременно толкают все 4 колеса. Занос получить тяжело, проходимость высокая даже на седанах.
Пневмоподвеска, пружины или рессоры
Подвеска: система устройств для смягчения хода и преодоления ям. Бывает:
- рессорная: оси авто закреплены на длинных узких крепких листах металла, которые пружинят при езде. Встречается на грузовиках старого образца, нужна для тяжелых машин;
- амортизаторная: классическая подвеска с амортизаторами, ставится на большинство АМ, особенно бюджетных;
- пневматическая: у каждого колеса стоит пневматический баллон – накачивается воздухом. Лучшее решение подвески, но дорогое в ремонте.
Клиренс: дорожный просвет
Клиренс или дорожный просвет – одинаковые понятия. Это расстояние между дорогой и нижней точкой автомобиля. Какой клиренс, настолько высокие преграды (чуть ниже) можно преодолевать.
Таблица 3. Клиренс на разных классах авто
Марка / модель | Клиренс мм. |
Фольксваген Пассат В6 | 130 |
Ситроен С1 | 134 |
Дэу Матиз | 150 |
Рено Логан | 155 |
Дэу Нексия | 158 |
Лада Гранта | 160 |
Мерседес Бенц Е230 2010 | 160 |
Тойота Камри | 160 |
Мазда 6 | 165 |
Тойота Прадо-150 | 215 |
Митсубиши Паджеро 4 | 235 |
Сегменты, классы и тип кузова автомобиля
Последний по порядку пункт – тип кузова и сегмент будущей машины. Разберёмся на примерах.
Таблица 4. Сегменты автомобилей
Сегмент | Характеристика | Примеры моделей |
A | Малолитражки | Мерседес А класс, Киа Пиканто, Ситроен С1, Дэу Матиз |
B | Седаны и хетчбеки малого класса | Рено Клио, Форд Фиеста, Хендай Гетц, Фольксваген Поло |
C | Средний класс начального уровня | Мазда 3, Опель Астра, Фольксваген Гольф, Киа Церато и Сид |
D | Средний класс полноценный | Форд Мондео, Опель Инсигниа, БМВ 3, Митсубиши Галант |
E | Транспорт бизнес-класса | Ауди А6, Крайслер 300, Лексус ES, Ягуар XF |
F | «Люкс» | Ауди А8, Хендай Экуус, Фольксваген Фаэтон |
J | Оффрод – внедорожники | Митсубиши Аутлендер, Рейндж Ровер, Тойота Ленд Крузер |
M | Многоцелевой транспорт – минивены и компактвены | Ситроен С3 Пикассо, Форд С-макс, Хендай Матрикс, Митсубиши Делика |
S | Спортивные автомобили | Альфа Ромео GT, Ауди А7, БМВ 6, Мазда 3 MPS |
Какой тип кузова выбрать? Что такое хетчбек, седан и универсал? Мы покажем на примере.
Электропакет: начинка салона
Обобщим основные требования к электрической начинке автомобиля. Критерии при отборе сводятся к наличию опций, описанных в инфографике ниже.
Поясним:
- Усилитель руля может отсутствовать вообще. Либо будет электро или гидро. Последний имеет под капотом бачок с жидкостью, сложнее в обслуживании;
- головной свет может быть галогеновым или ксеноновым. Если ксенон – то только заводской, иначе будут проблемы с ДПС. Также никаких диодных китайских ламп в фонарях;
- электрозеркала предполагают джойстик на водительской двери для регулировки. Должны обогреваться при включении обогрева заднего стекла;
- обогрев стекол: рассматриваем заднее и ветровое (лобовое). Обогрев лобового стекла – отличная опция для России с холодными зимами;
- кресла могут иметь обогрев. Чаще всего – только передние. Реже – задний диван. В основном это опция люкса;
- климат-система: старые либо пустые комплектации не имеют кондиционера. Более серьезные комплектации имеют кондиционер или климат-контроль (система контроля температуры в салоне) с разделением на зоны для передних и задних пассажиров;
- опции безопасности: подушки безопасности (количеством от 0 до 12), вспомогательные системы управления (контроль заносов, антипробуксовочная система), парктроник.
Как выбрать машину с пробегом
Даём рекомендации по самостоятельной проверке машины на состояние.
Первое – перед осмотром загуглить все места расположения VIN кода на вашей модели и сверить их с ПТС. Затем пробить ВИН через платные базы либо бесплатно на сайте ГИБДД.
Лучше всего ресурсы по ВИН описаны здесь.
Правила самостоятельного техосмотра бу авто при покупке
Как самостоятельно осмотреть машину при покупке? Рассмотрим основные моменты пошагово.
Что потребуется:
- знания о модели, которую смотрим (расположение ВИН, варианты комплектации, как выглядит);
- Толщиномер;
- Доступ к подъемнику или яме.
Кузов и толщиномер: на что обратить внимание
Кузов – самая дорогая часть автомобиля. Смотрим на предмет ударов и перекраса. Поможет толщиномер: если нет своего, можно взять напрокат за деньги.
Итак, в руках откалиброванный толщиномер с нормальными батарейками. Проверяем последовательно: прислоняем к элементу, ждем писк, смотрим показания на дисплее.
Каждый элемент кузова смотрим минимум в трёх разных местах. Показания выше 200 микрон – повод насторожиться и не верить в «полировку перед продажей».
Последовательно проходим авто по кругу. Не забудьте проверить стойки дверей – открываем все двери и смотрим показания толщиномера по стойкам. Так можно отследить боковые удары.
После толщиномера открываем капот: здесь все элементы должны быть заводские. Никаких свежих и отличающихся болтов, следов съема капота (винты крепления могут быть со сбитыми гранями).
Также нужно снять резинки уплотнителей с дверей и проверить кузов по контуру на наличие заводских точек сварки. Выглядят так.
Осмотр салона машины б/у
По салону все проще: здесь не нужны технические навыки. Как работать с салоном пошагово:
- Ткань без сильных загрязнений, кожаные кресла не затерты в хлам;
- руль без декоративной оплетки, не стертый. Излишние потертости – высокий пробег;
- педали не затерты до металла;
- потолок без провисания;
- нет посторонних запахов;
- под ковриками сухо везде;
- электроника работает: все кнопки до единой;
- кресла регулируются, ремни становятся на место без проблем;
- если есть люк: открыть, просмотреть по кромке, чтобы не было ржавчины.
Пробная поездка перед покупкой машины
По возможности загоняем машину на диагностику подвески: осмотр на яме или подъемнике не будет лишним. Не должно быть потеков жидкостей на днище.
Пробная поездка – верный способ проверить ТС на ходу, как бы красиво ни выглядел кузов. При езде проверяем что:
- МКПП легко переключается, АКПП при переключениях не пинает, реагирует на «кикдаун»;
- двигатель работает ровно без плавающих оборотов на холостых;
- разгон без провалов, ровный, без посторонних шумов типа звона из под капота;
- при торможении транспорт не уводит в сторону, тормоза не визжат, АБС срабатывает;
- на ровной дороге отпускаем руль и смотрим, чтобы машина шла строго прямо;
- на мелких ямах подвеска не срабатывает до удара;
- кондиционер / печка включается и уверенно работает во всех режимах.
Какой автомобиль лучше всего купить для жены
Важный вопрос: какую машину лучше всего купить для женщины? Критерии простые: малый размер, безопасность, наличие АКПП. Представим три ситуации: денег в обрез, средне и много.
Выбирать будем по принципу исходной цены, комплектации и показателей безопасности. Важен малый размер, чтобы было легко парковаться. Поэтому хетчбеки – первые в списках.
Если денег мало
Ограниченный бюджет проблема для многих. Если машина очень нужна, выбираем по низу рынка до двухсот тысяч.
Отдельный обзор на тачки до 200 000 рублей по ссылке.
Таблица 5. Какую машину купить дешево
Модель |
Цена на рынке руб. |
Комплектация (опционально) |
Безопасность |
Хендай Гетц, хетчбек | 200 – 250 000 |
Кондиционер ЭСП МКПП / АКПП |
SRS ABS |
ВАЗ 2114 | 70 – 130 000 | Электростеклоподъемники | Нет |
Лада Гранта, Калина, Приора | 150 – 250 000 |
Кондиционер Электростекла (ЭСП) МКПП / АКПП |
Подушка безопасности водителя + пассажира (SRS) ABS |
Рено Логан | 150 – 300 000 |
Кондиционер Электростекла (ЭСП) МКПП / АКПП |
SRS ABS |
Мазда 626 | 180 – 280 000 |
ЭСП Климат-контроль Электрозеркала ГУР |
SRS ABS |
Подержанный автомобиль на средний бюджет
В средний бюджет мы рассматриваем уже ТС за 600 000 рублей. Здесь есть выбор не только из б/у, у всех будет нормальный электропакет и уровень безопасности.
Таблица 6. Транспорт среднего ценового диапазона
Модель |
Цена на рынке руб. |
Комплектация (опционально) |
Безопасность |
Киа Сид, хетчбек | 550 – 600 000 | Кондиционер, УР | ABS, SRS |
Форд Фокус 3 | 550 – 650 000 | Кондиционер, УР | ABS, SRS, ESP |
Шкода Октавия | 500 – 600 000 | Климат, парктроник, усилитель руля (УР) | ABS, ESP, SRS |
Лада Веста | 550 – 600 000 | Климат, парктроник, УР, камера заднего вида, обогрев сидений | ABS, SRS, система стабилизации |
Мазда 6 | 500 – 650 000 | Климат, круиз контроль, УР, парктроники | ABS, SRS, система стабилизации |
Дорогой автомобиль
Понятие «дорого» — относительно. Кому-то это миллион, кому-то три или четыре. Рассмотрим машины в пределах полутора миллионов.
Таблица 7. Машины за миллион – полтора
Модель |
Цена на рынке руб. |
Комплектация (опционально) |
Безопасность |
BMW 1 серия 2, кузов F20/21 (новый) | 1 466 000 | Полный электропакет | SRS, ABS, стабилизация |
Audi A3 (новый) | 1 490 000 | Полный электропакет | SRS, ABS, стабилизация |
Kia Soul II (новый) | 1 074 000 | Полный электропакет | SRS, ABS, стабилизация |
Mazda 3 (новый) | 1 113 000 | Полный электропакет | SRS, ABS, стабилизация |
Общие вопросы
Этот раздел затронет общие вопросы без категорий:
- Новая или подержанная машина;
- Какую марку выбрать;
- Иномарка или отечественная машина.
Новая машина или б/у с рук
Вопрос спорный. Мы соотнесли все возможные плюсы и минусы в одну инфографику ниже. Учитывали цену, количество поломок, гарантию и прочие аспекты.
Какую марку лучше выбрать: иномарка или отечественная
Нет золотой середины в этом вопросе. Надёжность зависит от производителя и вашего бюджета.
Если брать б/у, то гарантировать можно лишь минимум проблем от машины. Самые беспроблемные:
- Не старше 2-3 лет с пробегом не более 80 000 км;
- Не из-под такси;
- Коробка механика или простой автомат – не DSG;
- Двигатель с цепью – обрыв ремня ГРМ грозит капремонтом мотора;
- Подвеска не пневматическая;
- Двигатель питался только 95-98 топливом либо качественной соляркой;
- Все ТО делались по регламенту с заменой масла чаще положенного – Российские пыльные дороги приговорят все фильтры задолго до замены по ТО;
- Не премиальный класс за смешные деньги – лучше брать машину по средней или верхней планке сегмента на рынке б/у, чем самую дешёвую.
По безопасности достаточно посмотреть рейтинг интересной модели по Euro NCAP – чем больше звёзд, тем безопаснее ТС.
Классически и логически это рамные внедорожники. Из седанов – Вольво, немцы (ФВ Гольф уже много лет ставит 12 подушек безопасности вне зависимости от опций модели).
Обобщение
Первый критерий выбора авто – бюджет. Исходя из него выбираем машину по начинке, возрасту и классу, желательно по средней планке рынка (не по низу).
У продавца просим VIN, пробиваем на угоны-аресты и ДТП по базам.
Смотрим машину в живую: общее состояние, окрас кузова или ремонт после ДТП. Вся электроника должна работать.
Помним – даже официальные дилеры могут продавать новые машины, упавшие с автовоза, как небитые. Это сулит проблемы в будущем при продаже. Желательно смотреть любой автомобиль с экспертом или специалистом.